Спешу напомнить, товарищи, что завтра мы второй раз пойдём на вечернюю познавательную прогулку с целью повычитывать из зданий на проспекте Сахарова многое о развитии архитектуры в СССР. Но если бы речь шла только об архитектуре, наверное, можно было бы ограничиться книгами, — мы же хотим в живом общении и майском воздухе проследить влияние становления социалистических принципов в идеологии на внешние формы. Которые только идеи, воплощённые Великим Октябрём, могли породить не как возможность, а как всеобщую необходимость.
Начало нашего движения, однако, как бы является стыковочным отсеком к предыдущей прогулке — а завершали мы движение у высотки на Котельнической набережной. Это гостиница «Ленинградская», давно уже не имеющая отношения к отечественным гостиницам как таковым (куплена Хилтонами, чья доченька Пэрис), однако названия и убранство внутри сохранила.

Начнём мы как бы с конца первого периода расцвета конструктивизма, который напрямую с высотками не связан, однако им исторически предшествует и с небывалой эффективностью решает ряд задач, без решения которых и высотки не встали бы в повестку дня Генплана реконструкции Москвы (1935 года). А задумывались они ещё до Великой Отечественной, причём в гораздо большем количестве, чем в итоге получилось…
«Ленинградская» даст нам максимальное представление о декоре в рамках ар деко и неоклассицизма — причём в контексте послевоенного пересмотра отношения большевиков в широком смысле к национальным архитектурным традициям России (последние дискуссии на эту тему шли до 1925 года, причём в качестве образцового для строительства во всём СССР рассматривалось некоторыми архитекторами даже деревянное зодчество, — см. журнал «ЛЭФ» того же года).

Далее нас ждёт приведённое выше, уникальное с точки зрения решённой архитектором Фоминым задачи (объединения двух отдельно стоящих строений Института благородных девиц), строение — Министерство путей сообщения (ранее — НКПС, сейчас — РЖД) на Красных воротах. Попутно скажем самое важное и о высотке на Красных Воротах (частично заселённой в СССР по квоте всё того же МПС).

Коснёмся вниманием первого, довоенного вестибюля станции метро «Красные ворота» (позже «Лермонтовская») работы архитектора Н.А. Ладовского. Двинемся к зданию Госторга на Мясницкой (1925-27, проектировал Б.М.Великовский при участии архитекторов Г.Г. Вегмана, А.Я. Лангмана, М.О. Барща и М.В. Гакена), и — к Наркомзёму (нынешнему Минсельхозу — проектировал коллектив архитекторов, возглавленный Щусевым, строился с 1928 по 1933-й), а так же к стоящему за ним Дому книги на пр. Сахарова/Орликовом переулке (соотнесём их изначальные проекты с наличным видом — достраивал замысел Ильи Голосова всё тот же Б.М.Великовский). Оттуда — в центр, к дому Центросоюза (арх. Корбюзье).

Француз Ле Корбьюзье как первейший и известнейший в мире теоретик конструктивизма (утилитаризма, функционализма) видел в СССР широкий простор для реализации выдвинутых им в начале 1920-х принципов градостроения — во многом Генплан 1935-го составлен именно по Корбюзье. Прочищение «артерий», например, — создание проспектов, иногда просто прорубание их в густой застройке, — так появился и Новокировский (по замыслу), реально — Кировский проспект. Позже, при мэре Гаврииле Попове переименованный в проспект Сахарова (в 1989-м, после смерти Андрея Сахарова).

Дмитрий Чёрный, ведущий РАДРЕАЛа.мск