То, что город – это текст, отмечали уже древнегреческие философы. Нынешним апрелем мы предлагаем почитать его в одном направлении с трёх ракурсов: кинематографического, исторического и архитектурного, которые ближе, чем может показаться на первый взгляд. Начнём с наиболее коммуникативно всеобщего, то есть понятного, известного, интересного: места на Маросейке, где находился двухэтажный дом и в нём коммуналка, воспетая Леонидом Зориным в пьесе «Покровские ворота».
Оттуда же поведём речь и путь о нормах конструктивизма, заложенных во втором его издании в «процесс исхода из общих ульев в личные гнёзда». Откуда и почему взялись коммуналки и затем нормы пролетарской архитектуры, получившие массовое понимание/распространение в панельном строительстве.
От «Покровских ворот» (места фильма) – идём к Ивановской горке, где в особняке Морозовых располагался штаб эсэров во время июльского мятежа 1918 года. По пути в Петроверигском переулке – осматриваем общежитие лингвистов/милиции (в 1990-е).
Через парк, подразумеваемый в «Покровских Воротах» в эпизоде первой прогулки Льва Евгеньевича с «Милочкой», выходим на Покровский бульвар, осматриваем/рассказываем о двух примерах конструктивизма, нежилом и жилом – слева место телефонной станции, справа – дом 1930-х годов (Малый Трёхсвятительский пер, 14/5).

Затем на Яузском бульваре справа смотрим дом 16/2 (арх. Илья Голосов, ар деко/неоклассицизм) – частично общежитие Минобороны. И слева – здание Военной академии (НИУ ВШЭ ныне) 11, стр3, неоклассицизм, но не ар деко – разница в масштабах и характере отделки.
Попутные кино-вкрапления за пределами «Покровских Ворот» по пути к высотке: «Чёрная стрела», «Ширли-мырли», «Змеелов».
Подробный осмотр высотки на Котельнической со двора и снаружи, история строительства здания, смыслы и посылы его барельефов, скульптур и т.д. Включая развенчание трюизма «в СССР секса не было» — ну, конечно, не столь общо и грубо называется, однако эротизм при Сталине был, и ещё какой (см. скульптуру высотки справа)!
Далее – Устьинский мост, конструктивизм Липшица (РГУ им. Косыгина), Пятницкая-25 (История без архитектуры), прощание у «Новокузнецкой».
