Самокаты-убийцы не уберутся с тротуаров Москвы

Мэр Собянин тут «порадовал» москвичей в очередной раз, с характерной ему шутливостью. Шутливость эта напомнила времена, когда кое-как перегородив тротуары, где для прохода предлагалось то топать по песку, то по камням, то по проезжей части, — укладывали плитку приезжие «специалисты», никогда до этого вообще тротуара не видавшие. Стоило нам это летнее удовольствие 9 млрд рублей — из нашего, из столичного бюджета (2016). «Москвичи отмучились» — сказал Собянин фразу, обычно произносимую на похоронах или ранее, — так он хотел сказать, что курируемая лужковским ещё прохиндеем Бирюковым программа «Моя улица» скоро закончится (а шла она всё лето).

Так чем же нас на этот раз порадовал Собянин? Дадим ему слово, гоготливо-дурашливый стиль его речи нарушать не хочется:

Надо, конечно, жёстче контролировать тех, кто нарушает правила дорожного движения, но запрещать целую отрасль… Можно всё запретить: велосипеды запретить, автомобилистов запретить, потому что они сбивают пешеходов, а можно пешеходов запретить, потому что они мешают автомобилистам. Это вечный конфликт

Эк загнул! Отрасль — «самокатостроение» называется? Надо было привести статистику — как самокатостроение спасает московскую экономику, как оно необходимо каждому москвичу… Ну, а теперь разбираем конкретно «вечный конфликт».

Когда самокат, изготовленный городом (столичным правительством при поддержке банкиров) несётся по суверенной пешеходной части тротуара, — это конфликт? Безусловно, конфликт. Когда там же несётся, наплевав на пешеходов (и потому их сбивая частенько) курьер на своём электровелике — это конфликт? Ещё какой! Это конфликт интересов, вдобавок: пешеход никуда не спешит, а вот для курьера скорость и есть его заработок, и относительно проезжей части свободный тротуар — тоже выгодная среда для его зарабатывания по принципу «как потопаешь»…

Но вот насколько конфликты это вечные? Не пробовали вспоминать, откуда на московских тротуарах взялись самокатисты-убийцы на «муниципальном транспорте» (самокаты — городские), несущие пешеходам травмы и священный ужас? Откуда здесь же взялись курьеры, несущиеся с угрожающей всему скоростью?

Истоки «революционного» инфантилизма

Тут нам с вами придётся перенестись в Москву революционную, 2012 года! Собянин уже мэрствовал, однако делал это без нынешнего наглого размаха и шуточек. Назначил Собянина мэром Медведев (снявший в 2010-м Лужкова за то что не хотел делиться перед выборами с правящей партией столичными щедротами), тогда исполнявший роль президента, и исполнявший всё менее убедительно. Так вот: в те годы только стали появляться первые эти артефакты на колёсиках. Поначалу это просто были здоровые самокаты, без электропривода.

«Хипстер на самокате» — был целостный образ современнейшего горожанина. Образ, враждебный путинской (а значит и собянинской) действительности. Слово «хипстер» входило в лексикон политический тогда же: даже проклинавший как «оранжевую проказу» проходившие по столице «марши несогласных» Зюганов научился произносить его, но по-своему — «хыпстеры»…

Почему именно самокат? Думаю, потому что инфантилизм у этих, иногда бородатых, иногда бритых, но всегда финансово благополучных особ был «входящим в комплект». Ну, если ты зарабатываешь, не отходя от компьютера, так отчего бы не подурачиться, не поиграться в дитятю в свободное от компьютера время? Вэйпы, самокаты, соккер (игра такая — ногой пинание чего-то мягкого, напоминающего мячик). Самокат был косплеем детства, часто для хипстеров упущенного, поскольку этих в прошлом «ботаников» родители «прогружали» недетскими задачками и занятиями над учебниками/компьютерами с малых лет.

И вот эти дылды, наконец обретшие самостоятельность, слегка доигрывали в детство-отрочество. Самокат, напомню, был курьёзом, «приколом» — но отнюдь не одним из видов городского транспорта! Чуть позже, поскольку «продвинутые» были ленивы, а даже на самокате надо тратить силы, чтоб поиграться в детство — появились аккумуляторные варианты. У «самокатной отрасли» была ещё и чётко компенсаторная функция. Взгляните на фото лета 2012 года — поищите там самокаты…

Их нет (как и стоянок — немыслимого тогда «объекта городской инфраструктуры»)! Велосипедисты встречались, а вот самокатистов практически не было (единицы-чудики). Откуда же они взялись после угасания волны «маршей миллионов» в 2013-м?

А вот это очень интересная, отчасти политическая история!

«Креативный класс» и приручение его мэром-когалымцем

Хипстеры как собирательный образ врагов правящей силовигархии, конечно, не могли определяться как принадлежащие к рабочему классу. «Креативный» звучало моднее. Это была «серединка» в лучшем случае, обслуживающая корпорации, часто ТНК (отсюда ощущение полной независимости от государства и его границ: где ноутбук/планшет, там и я, хоть на Гоа — кстати, многие «айтишники» там и работали, а кто-то даже уезжал даже на ПМЖ) — они были включены в зачастую невидимые им производственные цепочки. Были тоже «винтиками» капитализма на стадии глобализации. Да и зачем всё это видеть/понимать? Надо же когда-то расслабляться, а не Маркса читать, например…

«Мы креативный класс, мы заработали себе на роскошь выбирать власть!» (после фальсификаций на думских выборах 2011 года), «выбирать власть как наёмных менеджеров!» (к мартовским-президентским 2012-го) — вот это всё слышалось, когда настал час «Х» для уличной проверки верности двигавших оппозиционеров идей. Либералы, либертарианцы, нацдемы-навалисты, поездившие по европейским заграницам, конечно, выдвигали безжалостную критику и к «сити-менеджеру», коим был Собянин.

Вот так, кстати, выглядело здание будущей Мосгордумы в 2012-м — тогда 24-я больница, преспокойно украденная Собяниным у москвичей ЦАО после перелома 6 мая 2012-го. Герб СССР видите «во лбу» Екатерининской больницы? Теперь там двуглавый бройлер, а внутри с десяточек обитателей вместо сотен пациентов…

Одним из таких критиков был Олег Кашин, нынешний эмигрант (кстати, к эмиграции он привык задолго до 2022-го, с 2013-го) — он разнёс Собянина за отсталость в вопросах комфортности городской среды. В серии упрёков звучала «недружественность» парков и остановок общественного транспорта к тем, кто привык перемещаться по городу со своим «девайсом», с ноутбуком или планшетом. Образ эдакого «продвинутого юзера» — вот был кошмар для пацанов (родом из ВЛКСМ и КПСС поголовно), получивших в стране власть вместе с громадными запасами нефти, газа и лояльности податного населения. Хипстеры, манАгеры, креативный класс, что-то всё время головами выдумывающие общественно-новаторское под своими затейливыми причёсками, бородами и «прикидами» — как смысловой контрапункт, как деятельностная и поначалу деятельная оппозиция режиму нефтесосов-газопродАвцев, — вот кто запомнился Собянину и Путину более всех из «болотного» периода.

Против этой аргументации у «питерских» пацанов, всё и всех в «этой стране» и за её пределами наблюдающих через Трубу свою священную, ничего не было в ответ. И вот, как раз-таки после того, как волну именно массовых выступлений (продолжавшихся немного и в 2013-м — как «контрольные прогулки») в столице удалось погасить, а некоторых вождей посадить (тому способствовали пригожинские тролли, набравшие «доказательную базу» на «Анатомию протеста-2») Собянин был вынужден заняться концепцией благоустройства Москвы. Да-да, пришли эти все инновации в мэрию (до того бывшую разве что ристалищем для битв двух фавориток — Сергуниной и Раковой, блондинки с брюнеткой) прямиком с Болотной площади и проспекта Сахарова, а так же с Октябрьской площади и Якиманки (на фото, февраль 12-го года, марш миллионов к Болотной площади).

И вот, вчера ещё выходившие с белыми шариками, либералы пошли помогать Собянину делать городскую среду комфортной. Кстати (чтоб не демонизировать одних либералов), тем же самым занялись, и даже чуть раньше, и те коммунисты, что в маршах миллионов принимали участие со всем вдохновением — не внявшие бормотаниям Зюганова об «оранжевой проказе».

Да-да, вы наверное будете смеяться, но член Исполкома Левого Фронта Дарья Митина была в коллективе КПРФников, создававших демагогию к «майским указам» Путина 2012-го. В частности, про «25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест» это её фраза, — чем не преминула спустя годы похвастаться в своём старейшем в рунете ЖЖ. Дурь, как известно, у тщеславных скрываема плохо.

Впрочем, как либералы, становящиеся после 2013-го всё системнее и системнее (особенно когда получали хорошие, долгие подряды у когалымца), «коммунисты», вывалившиеся давно из КПРФ, но другой партии ещё не создавшие, принципиальностью и последовательностью не отличались. Одна и та же Митина помогала взгромоздиться Путину вновь на трон, и она же оплакивала посаженных им по «делу Левого Фронта»… И пока одни «сторонники» низвержения силовигархии, сбрасывания «нефтегазовой жабы» с Трубы — вписывали красивые фразы в речи для продления этой диктатуры, другие «борцы с чекистами» обдумывали, как научиться раздавать вайфай в парках, а неприютные улицы сделать уютными для юзеров девайсов…

Некоторые «трибуны Болотной» шли дальше — в идеологическую обслугу ими же в марте 2012-го критикованного «путинизма». В 2014-м они уже форсили «Бомбас-Крымнаш» (С.Шаргунов, «Свободная Пресса»). Вот они, на Петровских воротах — иудушки 2012 года, перед маршем 12 июня…

Самокатчики Болотной

Были и у Великого Октября самокатчики! Только в те времена так назывались как раз велосипедисты — в войсках Первой мировой были такие подразделения. И (самые мобильные в пределах Петрограда) самокатчики были на стороне большевиков к моменту взятия Зимнего. Но какие времена — такие и самокатчики…

Начиналось всё при министре культуры Москвы Капкове (креатура Абрамовича, которую Собянин одобрил ещё в статусе чинуши Администрации президента) — с благоустройства парков, организации там подобия всяких западных лекториев, його-тренингов, утренников и вечерников времён атомизации общества… Одну лекцию по тем программам даже я провёл в 2015-м… В общем — власти столичные, вняв вызовам Болотной, решили «окучивать» население, а не пускать его на самотёк самоорганизации. Поначалу даже эти формы — самоорганизации и организации досуга городскими властями, — сочетались. Была такая в обойме Капкова часто меняющая имиджи девушка Дарья Серенко, — так вот она-то не отходя от ВК (списались, договорились — кстати, велась и видеосъёмка, где-то сохранилась, наверное) и организовала в Гончаровском парке мою «ходячую» лекцию о семье Бриков-Маяковских, то есть о новом быте творческих коммун.

А самокаты, сперва как личная инициатива, как хипстерский прикол — стали помаленьку, при полном непротивлении столичных властей входить в обиход тротуарной жизни. Незабвенна картина: Каретный Ряд, «Мемориал» (ныне закрытый как иностраннейший агент — а Медведевым-то весьма финансово, то есть государственными грантами, поддерживавшийся), выходит после лектория об «от сталинизма умученных» бабуся лет за 70 в лёгком чёрном платье, взгромождается на самокат, и отталкиваясь легко, устремляется к Петровским воротам…

Зрелище смехотворное, но в том-то и особенности моды, что странность этой уже доставшей до преклонного возраста игры в детство, — уже не шокировала прохожих. Ну, бабуся, ну, на детском (не размером, сутью) самокате — так а кому сейчас легко? Надо же было куда-то уходить от только что не решённой обществом генеральной проблемы?

Кто-то углублялся в «истоки чекизма» (коими, конечно, считался Гулаг и чуть ли не генетически запечатлённое «рабство совков»), кто-то взгромождал свои возраста на детские самокатики, и так преодолевал проблемы старения, кто-то впадал в регрессию (по Фрейду, мечтая об идеальном, ещё не начавшемся капитализме ельцинских времён)… За всем этим посматривал уже без былой брезгливости чинуши из Администрации президента и Собянин, пытаясь на культурном фронте руководить тем, что ещё недавно и не думал возглавлять.

Как это же выглядит в «проклятом Евросодоме»

Не являясь ни разу либералом, однако, и я имел возможность посмотреть, «как на Западе» обстоят дела с городским транспортом. Дело было в 2008-м, я поехал с делегацией российских «зелёных» в шведский городок Мальмо на 5-й Европейский социальный форум в сентябре. (Там же, впервые в ночном Мальмо, я увидал автобусные электронные табло с точным временем прибытия нужного тебе номера. В Москву они пожаловали десять лет спустя. Повторяю: все «инновации» подсмотрены собянинцами на Западе или прямиком даже куплены там)

Так вот, в городе действительно был очень развит велосипедизм, так сказать. Но! Велосипедные дорожки выделялись чёткой линией. И, разок заступив туда, ещё не ощущая на тротуаре этой границы (цветового выделения трассы), я был прощён проезжающими как турист, как «неместный» (мы как раз любовались солнечными батареями у местного музея техники и инноваций). Однако увидав, с какой скоростью они, велосипедисты, передвигаются, я понял, что наличие на узкой их дорожке одного такого олуха — большая проблема для рассчитывающих свой путь до работы…

Знал ли об этом Собянин, которому «на хвосте» принесли все эти неаутентичные идейки системные либералы? Знал ли он, что в Швеции, давно, ещё при Улофе Пальмо, перешедшей в городе на велосипеды, — инфраструктура дорожная первична?

Знал! Потому что и здесь (сперва только в парках) появились аналогичные велодорожки. Что же мешает самокатистов перевести на такие же дорожки в городе за пределами парков?

Видимо, бизнес мешает. Как и всё, обретающее коммерческий смысл, инфантилизм горожан Собянину и Ликсутову теперь выгоден. Обнять девушку посредством держания руля самоката — лететь, оглядывая достопримечательности — что может быть романтичнее?.. Такой инфантилизм не введёшь в границы строго очерченных дорожек — какое же это удовольствие, катиться вдоль проезжей части, дыша выхлопными газами?! Нет, это монетизируемое и пополняющее городской бюджет удовольствие — именно в том, чтобы лететь по тротуару (который изначально ТОЛЬКО пешеходная территория), угрожая пешеходам своей скоростью, вызывая у них стресс (особенно у пожилых). Что на это может ответить молодящийся изо всех сил сибиряк Собянин? Да ничего… Не его проблема.

В прошлом году повреждения в инцидентах с элекросамокатами получили более трёх тысяч человек. Трёх тысяч — вы вдумайтесь в эти сухие данные! Тридцать один пешеход вообще убит самокатчиками. Понятно, что миллиардеру Ликсутову важнее, чтоб карточки-самокаточки несли в казну копейку… Однако так ли это должно выглядеть, этот, извините за выражение, бизнес — выросший из хистерской забавы и инфантильности?

Вместо «25 миллионов высокотехнологичных» — появились «платформенно занятые«, которыми занялась на грант АП опять же Дарья Митина и Ко («Новый трупд»). Это они и снуют по тротуарам, неся ужас прохожим и еду богатым заказчикам — идеальное воплощение классового неравенства, услуга, потребляемая во момент оказания…

Среди наиболее частых травм у пользователей СИМ встречаются повреждения головы, вывихи плеча и переломы ключицы, рассказали «Известиям» в Минздраве. Только за девять месяцев 2023 года дорожные службы зарегистрировали 2,6 тыс. ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, следует из отчета Госавтоинспекции. То есть количество аварий выросло в три раза. В них погиб 31 человек, ещё 2,7 тысяч человек получили травмы. 

Между тем, когда надо, тему загона самокатов и курьеров на электровеликах в специальные русла, поднимают кандидаты в муниципальные и прочие депутаты. Как поднимают, так опускают вскоре, после избрания (в Мосгордуме проблема не обсуждается давно)… Тема животрепещущая — однако Собянин из раза в раз заявляет, что «отрасль» останется в нынешнем виде, то есть по три тысячи пострадавших от таких «услуг» человек в год, включая десятки летальных исходов — для Москвы не проблема.

Проблема для Москвы — такой мэр и его эстонский коллега Ликсутов! Былые, утраченные формы народных судов прямо на улице, в стиле той самой «Болотной» 2012-го запросто решили бы данную проблему, однако где те формы? Где те сообщества?! Всех отвлекли инфантильными забавами и рассредоточили сислибы — развитием в городе «комфортной среды», то есть усилением индивидуальных свобод. Да-да, буржуа (даже помимо реальной классовой принадлежности) становятся и через «услуги городской инфраструктуры» — всё это буржуазный индивидуализм, атомизирующий общество. Электросамокат — идеальное его воплощение.

Дмитрий Чёрный, москвич в 8-м поколении

все фото — автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *