Видеомагнитофонные корни сырьевого имперства

Мы вот с лупой исследуем «русскую имперскую культуру» в поисках месседжей, которые довели нас до нынешнего горького катаклизма, опять Балабанову кости перемываем, Бродского с парохода скинули и т.д. и т.п., но совершенно не смотрим на другой культурный пласт, который во времена начала формирования хомо постсоветикус, оказал куда большее… я бы даже сказал — определяющее влияние.

Я имею в виду американские боевики 80-х — начала 90-х . «Рэмбо» — 1-2-3, «Коммандо», «Нико» — 1-2-3-4-5 (да их реально дохрена наклепали) и прочая, прочая, прочая. Ведь по сути это и было первое западное кино (наряду со «Звездными войнами» и «Эммануэлью»), которое массово посмотрели у нас. Как раз в середине 80-х началась эпоха хоум видео, а в 88-89 годах первые видеосалоны подвезли.

Теперь представим себе среднестатистического советского мужичонку, входящего в промежуточную прослойку обслуги элиты, но имеющего доступ к главной писечке и мякотке ака загранкомандировкам. То есть представим себе Путина Владимира Владимировича и его ближайшее окружение. Как известно по воспоминаниям, за границей он сразу же устремился к пошлой роскоши, а значит видик у него точно был года как минимум с 1985-го.

Итак, что по-вашему станет смотреть среднестатистический советский мужичонка, скажем, попарившись с себе подобными в бане? «Фотоувеличение» Антониони? Да щассс. «Звездные войны»? Ну, может, один раз детям и покажет, а так — это кино для младших научных сотрудников, а не для серьезных людей, какими были сотрудники заграничных резидентур КГБшечки. «Эммануэль» — только если жен рядом на километр рядом не будет. А вот боевики, в которых Слай и Шварц круто крошат всех на фарш из арбалета , пулемета и четырехствольного понтомета с подствольником для загибания пальцев — такое под пивко да после баньки пойдет на ура.

Надо сказать что все эти товарищи, будущие господа, в своих вкусах были не одиноки. Прошло буквально каких-то пару лет, и тем же самым плюс Гонконгом заболела вся страна. И если представить себе типичную квартиру любера, казанского группировщика или какого другого их коллеги — то на стене там обязательно должен висеть постер со Шварцнеггером в образе из Коммандо или Конана, ну или Сталлоне в виде Рэмбо. Если чувак немного с запросами — то Брюс Ли. Реже встречался Сигал, но вот кто-то из них там обязательно должен висеть (причём в чёрно-белой фотокопии, их продавали фарцовщики и в Москве на Рижском рынке, и в провинции, но уже дороже, у меня помимо большого WASP’a висела прикнопленной маленькая фоточка Брюса Ли, хотя я ни одного фильма с ним так и не увидел, — прим. Д.Ч.)

Какое эти фильмы оказывали влияние на неокрепшие умы — ну, если надо пояснять, то значит ничего не надо пояснять. В Штатах, кстати, это все снималось тоже по госзаказу с целью избыть у нации «вьетнамский синдром», не учли только одного — что Голливуд уже лет 30 как стал не только американской кинофабрикой, но и всемирной.

Ну, а сейчас граждане, сформировавшиеся под влиянием фильмов, в которых мускулистый красавец делает перекат, жмет на спуск — и по всему экрану разлетаются кровавыми ошметками безликие статисты, которых не жалко, — дорвались наконец до «Калибров», «Искандеров» и ядерной бабахи. И маемо шо маемо.

Алексей Байков


От редакции: Кстати, неплохой по своей простоте подход. Nigil est in intellectu quod non fuerit in sensu, как говаривали перипатетики, а за ними сенсуалисты. Нет ничего в интеллекте, чего не было бы до того в ощущениях (опыте, эмпирии). Переводим на язык политического момента: нет ничего во внешней политике клятвопреступников из КГБ, чего не было бы в их заграничном опыте ознакомления со взглядом на «империю зла», причём со схематическим переносом полюса зла теперь на «коллективный Запад», хотя именно он и копируется. Искать истоки нынешнего агрессивного имперства у официальных демократов и либералов — нужно там же, откуда родом их низкопоклонство перед «более справедливым, чем социалистический, капиталистическим способом производства» (кавычки — потому что цитата, это слова Путина — он так говорил о «ноу-хау», который в СССР не ценят, а в капстранах — ещё как ценят). А это видеомагнитофоны и сама культурная атмосфера «загранкомандировочных», осоловение от «импортного», «иностранного». Увы, и я воспитывался в этой атмосфере — точнее, не воспитывался (воспитывали-то дома меня как советского гражданина нормального), а стремился сам туда, на два этажа ниже, к Жэке Стычкину, у которого дома ещё не было видака, но уже был цветной телевизор JVC, магнитофон-кассетник Philips, журнальчики глянцевые на английском, немецком…

Но из этого замечательного мажорного помещения, наполнявшегося «непрофильными» усилиями переводчика-синхрониста Госкино СССР — вернёмся в видеотеку Владимира Владимировича, где явно не один «Рембо в Афганистане» обитал, а «Коммандо» и «Взвод», например, и другие модные фильмецы, где крутые мужики Америки учили его строить Сырьевую империю — силой да хитростью. Друзья из «питерских» его ближайших кругов проговаривались не раз, что он обожал трилогию «Крёстный отец» и «Однажды в Америке». Если вспомнить многие манеры — вполне правдоподобно. А если припомнить такие фамилии, как Ходорковский, Литвиненко, Скрипали — так и вовсе несомненно. Он считает себя именно таким верховным, безусловным «авторитетом» и вершителем судеб. Почему считает? Потому что в капиталистической иерархии так принято, так сами же буржуи в своём «лучшем в мире» кино показали. Вглядываемся в силовигархию, и узнаём всё тот же фильм Копполы «Крёстный отец» — Миллер, Сечин, Ротенберги, Ковальчуки, Иванов (первый министр обороны — вообще в армии не служивший), принцип мафиозной личной преданности/повязанности, вот что первично. Никакое образование, специальности роли не играют — «друзьям всё, остальным закон»…

Д.Ч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *